Трафаретные сетки для высоколиниатурной печати

30/10/2009

Автор: Светлана Рыбас - менеджер маркетинговых коммуникаций

Статья опубликована в журнале "Флексография и специальные виды печати" №5-2009.

Несколько лет назад в отраслевых средствах массовой информации активно обсуждались проблемы печати высоколиниатурных изображений, востребованность многоцветной печати, технологические средства её реализации. Сегодня высоколиниатурная печать — процесс привычный, но сложный, особенно в трафаретной печати. 

Печать высоколиниатурных изображений не может быть качественной, если не обеспечена необходимая широта тонового диапазона, в идеале, составляющая 1–99%. Что при увеличении линиатуры растра становится проблематичным, ибо размер растровых точек уменьшается. Поскольку в трафаретной печати воспроизводимая точка может совпасть с местом переплетения нитей, высок риск муара. Поэтому чрезвычайно важны правильный выбор сетки для конкретного типа работы и её грамотная эксплуатация. 

Подобрать нужную сетку поможет учёт многих факторов: особенности изображения, тип красок, характеристики печатного оборудования. Если выбор точен, он снизит вероятность возникновения первичного муара, повышенного растискивания и выпадения растровых точек, обеспечит нанесение нормированного слоя краски, равномерность смачивания сетки, надёжное закрепление на ней эмульсионного слоя. 

Без муара

Современные трафаретные сетки, как правило, ткут из полиэфирного моноволокна. Различают сетки с холщовым (1:1, одна нить через одну) и саржевым (2:1/2:2, две через одну или через две) плетениями. Информация о линиатуре сетки и диаметре (толщине) нитей (в мкм) закладывается в наименование сетки (её номер). Например, 110/34 — сетка с линиатурой 110 нит./см и диаметром нитей 34 мкм. Чем выше линиатура сетки, тем больше её номер.

Для высоколиниатурных работ рекомендуются сетки с холщовым плетением, т. к. структура саржевых может стать причиной деформации растровых точек и возникновения муара.

В основе выбора сетки — правильное соотношение её линиатуры к линиатуре растрового изображения. Чем оно выше, тем меньше вероятность возникновения первичного муара. Но поскольку применение сеток холщового плетения более 180 нитей/см проблему не решает, наиболее популярны сетки 150–165 нитей/см.

Важен правильный выбор диаметра нитей, который вместе с линиатурой определяет размер ячейки и процент открытой поверхности ситового материала, от которых, наряду с толщиной сетки, зависит объём переносимой на материал краски (табл. 1). 

Размер минимальной воспроизводимой растровой точки зависит от линиатуры сетки, степени открытой ячейки и диаметра нити. В «светах» он ограничивается размером нити (не меньше 3-х её диаметров). Величина самой маленькой точки в «тенях» зависит от размера ячейки сетки и толщины красочного слоя. Чем выше линиатура сетки, тем меньше размер воспроизводимой точки.  

Таблица 1. Технические характеристики одной из разновидностей высоколиниатурных сеток

Линиатура, нитей/см

Диаметр нитей, мкм

Открытая поверхность, %

Размер ячейки, мкм

Толщина, мкм

Теор. объём переносимой краски, см32

150

27

28,6

36

42

11,7

150

31

23,3

32

47

10,9

150

34

12,1

23

55

6,6

165

27

22,3

29

43

9,6

165

31

14,5

23

48

7,0

165

34

13,9

23

62

8,6

180

27

15,1

22

43

6,5

180

31

16,5

23

56

9,1

Современная обработка

Надёжное закрепление эмульсионного слоя на сетке гарантирует высокую тиражестойкость трафаретной печатной формы (ТПФ) и стабильное качество печати на протяжении тиража. Хотя обеспечить его, как правило, помогают обезжиривание и шерохование поверхности сеток, их последние модификации не требуют и этого (разумеется, если полотно не было испачкано), сокращая время производственного цикла и расходы на вспомогательную химию.  

Особое внимание — способности поверхности сетки к смачиванию: чем оно равномернее, тем ровнее на неё ложится эмульсия. Для этого разработчики дополнительно обрабатывают ситовое полотно плазменным или химическим способом. 

Точное натяжение

Важнейшее условие качества трафаретной печати — правильное натяжение сетки. Если оно недостаточно, изображение на трафарете исказится, ТПФ в ходе работы может быть повреждена. Особого внимания натяжение требует при многокрасочной печати, предъявляющей высокие требования к геометрической стабильности элементов изображения. Когда натяжение ТПФ из комплекта CMYK неодинаково, возникают проблемы с совмещением цветов.

Корректируемое в зависимости от типа выполняемых работ натяжение формируется в диапазоне 25–33 Н/см, постепенно ослабевая в зависимости от свойств сетки, длительности печати и величины нагрузки на сетку. Неравномерное натяжение из-за деформации рамы также становится причиной искажения печатных элементов на форме.

Качество натяжения сетки во многом зависит от качества её ткани, как правило, подвергаемой специальной обработке. Разработчики Sefar, например, сообщают о поставке сеток, которые, благодаря технологии химической обработки, адаптированы к режиму быстрого растяжения и характеризуются минимальной усадкой (10–15% вместо стандартных 15–25%). 

Таблица 2. Рекомендуемый максимальный уровень натяжения трафаретных сеток

Линиатура сетки, нитей/см

Номинальный диаметр нити, мкм

Рекомендуемый макс. уровень натяжения, Н/см

150

27

23

150

31

27

150

34

32

165

27

23

165

31

27

180

27

26

Точный краскоперенос

Для печати высоколиниатурных растровых работ часто применяются автоматическое и полуавтоматическое трафаретное оборудование и УФ-отверждаемые краски. Линиатуры используемых для них сеток, как правило, начинаются со 150 нитей/см. Для сольвентных красок подойдут сетки от 120 нитей/см.

Свойства трафаретной сетки закладывают фундамент нормированного и точного краскопереноса. Сотканные из высокомодульного полиэфирного полотна и обработанные специальным химическим составом сетки гарантируют улучшенное прохождение краски сквозь ячейки. Благодаря высокому уровню адгезии эмульсии к сетке хорошо воспроизводятся точки «высоких светов» даже при печати длительных тиражей. 

Все статьи

На главную